Невероятные приключения римлян в Британии

 Написано для конкурса на ФАИ: http://fai.org.ru/forum/topic/36660-rasskazyi-noyabrskogo-literaturnogo-konkursa-britaniya-2014/

"Обуреваемый жаждой славы и власти, в нарушение римских обычаев и законов, Гай Юлий Цезарь начал войну против галлов. Каждой весной, снявшись с зимовок, он шёл на север и запад. Но и этого оказалось ему мало, и он отправился против бриттов, живших за морем. Там он сжигал деревни, мучил местных вождей и предавался разным порокам, не различая при этом старых и молодых, мужей от жён. Это его и погубило. Разграбив одно из селений катувеллаунов, Цезарь захватил в плен дочь местного вождя, Винохибиру. Увидев её, он не мог удержаться и повёл к себе в шатёр. Винохибира же зная что её может поджидать такая судьба, ещё задолго до того подготовилась, остро заточив медную монету. Чтобы монету не обнаружили, она спрятала её за щекой. Там в шатре, улучив момент, она и перерезала горло Цезарю, а потом и себе, не захотев жить обесчещенной. Так она отмстила за свой народ и себя."

Хродберт на секунду остановился и представил себе каково было легионерам обнаружившим мёртвого Цезаря. Оказаться без военачальника за морем, посреди неизвестности - что может быть хуже? Мысль эта отняла у послушника всего секунду, уже через миг он окунул перо в чернильницу чтобы продолжить переписывать древнюю хронику, как раздался звон колокола. Колокол однако бил не обычным образом, а явно был сигналом тревоги. Встав и подбежав к окну Хродберт осмотрелся и прислушался. Кто-то крикнул: "Пикты!"

Хродберт вскочил и побежал к башне - в случае нападения пиктов это было единственное место где можно было спастись от них. Для этого надо было перебежать через весь двор монастыря. Однако ему не повезло. На полпути что-то стукнуло его по голове и он потерял сознание.

Когда он очнулся, то понял что дело плохо. Вокруг него были другие монахи. Все они сидели на земле, окружённые пиктами. Те посмеивались и видимо обсуждали что делать с пленными. Наконец, один из них, видимо вожак, в рогатом шлеме, подошёл к пленным и на довольно скверной латыни сказал:

- За то что вы сопротивлялись и убили двух наших воинов, мы вас всех убьём. Я вам лично перережу глотки, вот этим мечом, - и тут он с довольным видом стал демонстрировать им своё меч, вывесив его прямо перед глазами Хродберта и остальных. Тут Хродберт присмотрелся и набравшись храбрости, ответил:

- Я могу дать тебе совет, который может спасти тебе жизнь, если ты пощадишь нас.

Пикт недоумённо посмотрел на послушника, поскрёб шлем, и недовольно пробурчал:

- Что ты несёшь?

- Твой меч никудышный. Если в бою он застрянет в щите, то может сломаться.

- Что? Да это же меч Хунальда, ему цены нет.

- А ты проверь.

- Ну смотри, если соврал, то я тебя первым прирежу.

Пикт отошёл, сказал что-то своим подчиненным и те быстро принесли небольшой круглый щит. Закрепив его на повозке они отошли и вожак стал рубить по щиту. Наконец меч застрял. Тут пикт с силой дёрнул меч. Раздался треск и меч сломался. Пикт снова был в недоумении, а потом разъярившись, стал остатком меча рубить повозку. Через несколько минут, вспотев, он присел рядом с Хродбертом и проговорил:

- Ну что, твоя взяла. Жизнь я вам сохраню.

Отдышавшись, пиктский вожак вернулся к своим воинам и они стали что-то обсуждать, видимо что делать с пленными. Через несколько минут он вернулся и сказал:

- Так и быть, жизнь я вам сохраняю. Но, нам с пустыми руками возвращаться нехорошо, так что тех кто помоложе, я рабство заберу.

- Тех кто помоложе?-спросил один из старых монахов?

- Да, тех кто ещё работать может. Какая мне от тебя польза, например? Возьму тебя, - тут он указал на Хродберта, - тебя и тебя. Ну остальные можете радоваться, что ваши шкуры остались целы.

Хробдерт с неудовольствием разглядывал своих невольных спутников. Впрочем он им, как и они ему, не мог ничего сделать, так как был связан по рукам и ногам. Лодка шла от Бельгики, где находился разграбленный монастырь, в Британию, логово пиктов.

Британия была диким местом. Над ней как будто висело проклятие - сколько ни пытались римляне завоевать её, начиная с Юлия Цезаря, всё кончалось провалом. В итоге Август плюнул на это дело, и отправил войска завоёвывать Германию. Британия же так и осталось дикой землёй, где бритты, скотты и пикты отчаянно резались между собой. Пока там продолжалась междоусобица, а Рим был силён, беспокоиться было не о чем. Но сначала пошла междоусобица в Риме, потом церковные расколы, а потом и в Британии наступило относительное затишье, когда король пиктов Нехтан подчинил себе почти все Британию. Тут и стало худо, так как не найдя применение своим воинским талантам дома, боевые пикты стали пиратствовать, доходя аж до Африки. К логову Дреста, нынешнего короля пиктов, племянника Нехтана, и направлялась теперь лодка с Хродбертом и его спутниками.

Недовольство Хродберта нетрудно объяснить. Пикты взяли с собой помимо Хродберта двух еретиков, сосланных по императорскому указу из Азии и Египта в Бельгику. Ефрем, сириец, придерживался христианской ереси, Абдул-Шахид, араб, - исламитской. Возрастом они были примерно с Хродберта, все молодые, собственно почему они и были взяты в рабство.

Ефрем довольно быстро заметил кислый взгляд Хродберта:

- Что ты так смотришь на меня?

- А ты не догадываешься, попал тут с двумя еретиками в рабство. Можно будет скрасить работу теологическими диспутами.

- Истинное служение богу возможно всегда, даже в рабстве, - встрял Абдул-Шахид.

- Слушай, раз уж нам тут всё равно нечего делать, расскажите что-ли о себе, как сюда попали,- решил хоть как-то развлечься Хродберт.

- А что рассказывать, я всего-то навсего проповедовал в Антиохии, - ответил Ефрем.

- В открытую?

- А чего мне бояться? За мной правда.

- А ты?

- А я в Юлианополе, возле цирка папирусы с житиём святой Айши раздавал.

- Ну вот и попали сюда.

- Зато теперь я смогу обратить в истинную веру язычников!- восторженно ответил Ефрем.

- Или стать мучеником, - ухмыльнулся Хродберт.

Помимо наших трёх героев, на судне было ещё несколько рабов, в основном франков и батавов, в том числе несколько девушек. Одна из них была ранена и сидела закрыв глаза у борта. Как и остальные она была связана.

- Эх, помочь бы ей, - сказал Хродберт.

- Сначала надо помочь самим себе - не спасёмся сами - не сможем спасти других, - ответил Ефрем.

Они уже подплывали к британскому берегу, вдали уже были видны белые скалы, как вдруг раздался резкий треск и судно зашаталось.

- Мель,- констатировал Хродберт.

Как назло течение и ветер всё больше расшатывали судно. Команда металась туда-сюда. В итоге, отчаявшись вожак, тот самый, в рогатом шлеме, что-то крикнул и раздевшись прыгнул в воду. За ним последовала вся команда.

- А мы?

- Нужны мы им, - ответил Ефрем, - им свои шкуры ценнее. Ещё бы пару минут, я почти успел.

С этими словами Ефрем привстал. Видно было что ему почти удалось развязать верёвки. Тем временем судно начало потихоньку разваливаться. Наконец Ефрем развязал путы на руках и принялся за ноги. Через мгновение он освободился окончательно и немедленно бросился к оружию. В тот же момент мачта свалилась ровно туда где прежде сидел сириец.

Ефрем быстро нашёл брошенный кем-то из пиктов меч и стал резать им путы на руках и ногах прочих пленных. Те по мере освобождения кидались в воду и плыли к берегу. В последнюю очередь он освободил Хродберта с Абдул-Шахидом. Когда те сбросили верёвки, Ефрем обратился к ним, показав на больную девушку:

- Помогите мне с девушкой, она сама не доплывёт.

- Мы выбьемся из сил пока до берега доберёмся, - ответил Хродберт, - нужно что-то придумать.

Ефрем быстро огляделся и заметил среди награбленного пиктами несколько бочек и мехов с вином.

Уже через несколько минут все четверо были в воде. Судно уже развалилось. Девушка лежала положенная на надутые воздухом меха, а вокруг неё были трое наших героев. Как могли они поддерживали девушку, чтобы она не опрокинулась в воду.

- Где ты, Ефрем, научился такому способу плавания?- спросил его Абдул-Шахид.

- У нас в Самосате так по Евфрату плавают.

Наконец, вконец измученные, они выплыли на берег. Там, собрав последние силы, наши герои отошли подальше от берега и улеглись, почти сразу заснув.

Проснувшись, они обнаружили себя в окружении воинов с корабля, во главе с тем же вожаком. Рогатого шлема уже правда не было, так как он в первую очередь полетел за борт, когда вожак покинул судно.

- А вы не так просты как кажетесь. И сами спаслись и другим помогли. Я думаю что королю стоит на вас взглянуть.

- А можно нам домой вернуться? - спросил Абдул-Шахид.

- Ну вы как бы всё ещё наши рабы, так что пока нельзя. Но я обещаю, что после того как покажу вас королю то отпущу вас.

Где-то с неделю они пробирались через леса и поля Британии, пока не дошли до Абертамии, столицы пиктов. Больную девушку, Радегунду, решил тоже взять. В пути они выздоровела и сильно привязалась к Ефрему, своему спасителю. Она уже приняла крещение от него и вызвалась идти за ним куда бы и зачем бы он ни пошёл:

- Хоть на край земли?

- Хоть туда.

- Ты хоть представляешь что такое жизнь жены проповедника? Вечно скитаться, не знать покоя, постоянные диспуты?

- Ну и что?

Ефрему оставалось только улыбаться и надеяться что она образумится.

Наконец они дошли до столицы пиктов, Абертамии. Впрочем даже Хродберту город показался скорее большой деревней, не говоря уже о Ефреме и Абдул-Шахиде, бывавших в Антиохии и Юлианополе. Король Дрест с интересом выслушал историю рассказанную Бриде, тем самым вожаком, уже без рогатого шлема. После этого он обратился к нашим героям с речью, переведённой опять же Бриде:

- Король весьма впечатлён вашими деяниями. Более того как он знает, вы люди знающие о римской вере. Король с радостью выслушает ваши рассказы о баптистской религии.

Тут наши герои недоумённо переглянулись. Это не ускользнуло от внимания Бриде.

- Что не так?

- Из нас троих, только я баптист, - сказал. Хродберт.

- А остальные кто?

- Я христианин!- сказал Ефрем.

- А я приверженец истинной веры, - это ответил Абдул-Шахид.

- Еретики!

- Сам еретик.

Тут бы наши герои переругались, но Бриде крикнул "Замолчите!" и стал что-то обсуждать с королём. Наконец, он повернулся:

- Раз вы все разных вер, то так и быть, расскажите каждый о своей вере. Король выслушает и решит.

Так как даже порядок выступления мог быть предметом споров, то бросили жребий. Первым выступал Хродберт.

- Мы баптисты, верим в то что бог время от времени даёт откровения пророкам, дабы те указывали людям на путь истинный. Мы верим что последним таким пророком был Иоанн Креститель, живший более 400 лет назад. Он проповедовал покаяние и был казнён за то что указывал правителям на грехи их. Долго мы были преследуемы властями, но больше ста лет назад император Юлиан был обращён в истинную веру и с тех пор почти вся империя обращена в баптистскую религию.

Вторым был Ефрем:

- Мы христиане также чтим Иоанна Крестителя, но верим что он быль лишь предвозвестником грядущего прибытия Иисуса Спасителя, сына божьего, посланного спасти людей и дать им откровение. Он проповедовал и был судим и казнён, но воскрес будучи сыном божьим. Мы верим что в будущем он вернётся чтобы установить своё царство на всей земле. Наша вера до сих преследуема имперскими властями, но за нами правда.

Третьим был Абдул-Шахид:

- Мы, приверженцы истинной веры или как называют нас наши недруги, исламиты, почитаем пророков Иоанна и Иисуса, но верим что последней пророчицей была святая Айша. Баптисты и христиане исказили учение пророков и святой Айше было дано откровение божье, дабы исправить искажённое. Она проповедовала полтора века назад и за отказ почитать языческих богов была затравлена зверями в Риме. До сих нас преследуют, но мы верим в будущее.

Потом наши герои стали рассказывать тонкие теологические детали. Очень быстро у Бриде закончился словарный запас и он перестал переводить так как и сам не понимал что ему говорили. Он опять переговорил с королём и тот наконец принял решение:

- Король решил так: раз мы не можем решить какая религия лучше через спор, то пусть это решится испытанием. Мы знаем, что в отличие от нас, у римлян богу молятся в особых зданиях, церквях. Так вот, вам даётся срок - один день. Если вы с божьей помощью сможете построить церковь за один день, то король будет уверен в истинности вашей веры. Чтобы вы друг другу не мешали, вас разведут в три разных конца города и дадут вам дерево, топоры и прочее.

Хродберт почесал голову, да, один день, за столько разве что сарай какой-нибудь построить можно.

На следующее утро король в сопровождении Бриде и прочих своих соратников отправились смотреть результаты. Хродберт успел сделать какое-то подобие сарая, но разумеется короля это не впечатлило. Дальше все пошли к Ефрему, в том числе и Хродберт. Ефрем смог из соломы сделать что-то вроде хижины, чуть больше сарая. Опять же впечатления это не произвело. Наконец все пошли посмотреть что получилось у Абдул-Шахида.

Уже издали было видно что у него явно получилось что-то выдающееся. Абдул-Шахид выстроил огромный шатёр, наподобие тех что используют арабы, но гораздо больше. Высотой шатёр был в три раза выше человеческого роста, выше любого здания в Абертамии. Было видно что Абдул-Шахид несколько схитрил. Он выбрал два стоявших рядом дерева, протянул верёвки от их верхушек и навесил сверху ткань.

Абдул-Шахид, уставший, с топором в одной руке и кистью в другой, встал, поклонился гостям и провёл их внутрь. Внутри он поставил некоторое подобие алтаря, на котором в картинках была описана жизнь Айши, пророчицы исламитов. Баптисты и христиане с предубеждением относились к иконам, считая что негоже поклоняться картинам, и что рисовать стоит лишь на нерелигиозные тем. Но исламиты наоборот, очень любили иконы. Пиктам, как и варварам вообще очень нравились картинки и Абдул-Шахид с радостью объяснял что изображено на картинках. Под конец король был очень впечатлён и через Бриде объявил:

- Воистину, Абдул-Шахид более всего прав из вас. Прошу тебя, останься у нас и расскажи нам больше о своей вере. А вас двоих я велю отправить на рудники Кимрии за то что вы почитаете лживых богов.

Тут Абдул-Шахид обратился к королю:

- Истинная вера гласит что нужно проявлять милосердие. Было бы немилосердно наказать их, так как истинная цель - не наказать, а исправить. Отпусти их с миром.

- Ты разумно говоришь. Отпускаю вас и более того - за то что вы показали свою храбрость перед лицом смерти от меча и от моря, дарю вам подарки и велю сопроводить вас до моря. Там вы получите денег на обратную дорогу.

В обратный путь отправились втроём - Хродберт, Ефрем и Радегунда. Так как дорог не было, то ехали верхом. На обратном пути Ефрем всё время болтал с Радегундой, наставляя её в христианской вере, а Хродберт расспрашивал Бриде, который сопровождал их, об истории и обычаях пиктов, многие из которых весьма удивляли Хродберта.

Как-то вечером, сделав привал в какой-то деревушке, Ефрем и Хродберт разговорились:

- Жаль, такая страна и еретикам достаётся, - сказал Хродберт.

- Слушай Хродберт, я вот чего до сих пор не понимаю, как ты понял что у Бриде меч негодный?

- У него на мечу клеймо Хунальда стояло, помнишь?

- Ну да.

- Ну так вот, у Хунальда известная кузня, все франки о ней знают. Ну и на каждом мече он ставит своё клеймо, HVNALDVS. А вот у Бриде там было написано HΛNALDΛS.

- Так и написано было, через Λ?

- Да. Никогда бы у Хунальда так не оплошали. Видать какой-то негодный кузнец решил нечестно заработать побольше.

Наконец они дошли до моря. Там были корабли.

- Ну что Ефрем куда ты теперь? Тебя же нельзя в империю? Сразу арестуют за ересь.

- Я думаю отправиться в Скандию, оттуда через земли готов в Персию, поближе к Сирии. Радегунда со мной тоже хочет, не смог я её отговорить.

- Это огромный крюк!

- Ну ты же сам сказал что мне нельзя в империю. А ты что делать будешь?

- Ну у меня дом рядом, через море буквально. Я вот расхотел становиться монахом. Читать и переписывать рассказы об истории и географии гораздо интереснее. Я думаю теперь в Юлианополь отправиться, учиться у тамошних философов.

- Ну что же удачи!

- И тебе того же, Ефрем!

"И по сей день, несмотря на успехи археологии, лингвистики, эпиграфики и прочих дисциплин, эти три источника - "Житие святого Ефрема", "Сага о крещении Британии" и "Описание северных стран" Хродберта остаются ценнейшими источниками по ранней истории Пиктской державы, крупнейшей державы Северной Европы своего времени. Религиозные различия, возникшие в результате деятельности исламитских миссионеров на века предопределили соперничество империи и пиктов."

Комментариев нет:

Отправить комментарий